|
| Наболело! «ДЖЕНЕРИКИ», АНАЛОГИ ИЛИ «ФИРМА»? Разницы никакой, если человек не научится думать прежде, чем бежать в аптеку Я старый врач. Традиционной, советской еще школы. Видимо, во многом – еще и советского воспитания. В котором авторитет доктора был непререкаем. Не буду оценивать все «плюсы» и недостатки этой непререкаемости. Главная задача врача – максимально помочь больному! – остается, надеюсь, неизменной во все времена. Но несомненно: некоторые принципы взаимоотношений медика и пациента требуют корректировки. Хотя бы потому, что живем мы давно уже не в Советском Союзе… … Для которого отсутствие выбора, пресловутый дефицит, были характерными болезненными чертами. Отсутствие выбора лекарств, в том числе. И все же даже сегодня мы привыкли к веками отработанной схеме отношений с врачом. К врачу вообще принято приходить с открытой душой! Так и должно быть, но… Вы заболели. Врач, чтобы помочь вам, назначает лекарство. Формально всё правильно. Вы, безусловно доверяя врачу, тут же идете в аптеку. Не подозревая, что подчас переплачиваете в 3-5-10 раз исключительно за название лекарства, которое на слуху. На слуху оно, разумеется, благодаря вездесущей рекламе. Примеры? Увы, их больше, чем достаточно. Обойдемся без рекламы и антирекламы. Банальный парацетамол – это, кстати, международное, общепринятое название препарата, обладающего обезболивающим и жаропонижающим действием. Сто лет с хвостиком этому лекарству! Сто?ит максимум 5 рублей за упаковку в самой дорогой аптеке. Но, как правило, назначают-то нам «фирменные» дорогущие его аналоги. Их реклама – это ежедневно даже не минуты - часы на ТВ и радио. Плюс сотни других рекламных носителей. Именно их в итоге и оплачивает пациент. Не задумываясь, что действующее вещество – одно и то же что в старом добром парацетамоле (еще в конце XIX века представленном как «микстура от головной боли»), что в каком-нибудь суперсовременном «умном» анальгетике. По заверению производителя, самостоятельно рыскающему по организму в поисках источника этой самой боли. Нет, конечно, если пациент готов платить за образ лекарства, тем более, если этот самый «образ» ему помогает, пожалуйста! Но как жаль мне, знакомому с фармакологией врачу, миллионы небогатых своих соотечественников, которые оставляют в аптеках отнюдь не лишние деньги… Коллег упрекать все-таки не хочу. У многих из них глаз также «замылен» рекламой. Сказывается и элементарное отсутствие времени для полноценного приема. Врач и рад бы предложить пациенту что-нибудь недорогое, но вполне эффективное, да зачем? Есть же препараты «на слуху». По большому счету, врача не в чем упрекнуть: вы заболели – он назначил вам адекватное лекарство. А за кошелек пациента врач, извините, не отвечает! Неприятны те медики, кто, наоборот, сознательно опустошает кошелек больного. Кто до сих пор находится в сознательном сговоре с фармкомпаниями, разными путями продвигая этот самый «образ» помощи, а не саму помощь: «Только у нас вы можете купить уникальный препарат!». Я, врач-остеопат, постоянно сталкиваюсь с пациентами, вывалившими действительно бешеные деньги за «эксклюзивные» хондропротекторы или витаминные комплексы. Не знаю, смеяться или плакать, когда тот же набор витаминов В1, В6, В12 в самой дорогой аптеке стоит в 10 раз дешевле! Выход? Думать самостоятельно. Не бежать сломя голову в аптеку за назначениями, а сперва сесть за компьютер, выйти в интернет и изучить: что, собственно, вам назначили? Есть ли аналоги? Слишком часто лекарства полностью сходны по своему составу. Просто сравните препараты, ознакомьтесь с противопоказаниями, отзывами, ценой. Конечно, «высший пилотаж» - если пациент обсудит информацию с лечащим врачом. Но, на худой конец, то же самое должен сказать… провизор в аптеке. Не стесняйтесь спросить врача, назначившего вам лекарство: какие у препарата есть аналоги? Вообще «тест» на порядочность и профессионализм аптекарей очень прост. Что видим на витринах? Всё те же лекарства, названия которых «раскрутила» реклама. Их аналоги, как правило, ютятся в шкафах. Ну так и спрашивайте у аптекарей лекарства не по маркам, а по действующему веществу! Уверяю, поначалу доверчивого неподготовленного человека ожидают удивительные открытия. Вот, например, уже упоминавшийся парацетамол за 5 рублей. А вот – то же самое действующее вещество в десятке других разновидностей, разных марок. Конкурирующих, по большому счету, «образами» одного и того же лекарства. Ну, еще, формой выпуска, удобством упаковки. Предложит вам аптекарь пусть не весь ассортимент, а хотя бы по принципу «дорого-дешевле-дешево»? Уже можно опускать «плюсик» в копилку порядочности и профессионализма этого человека. Медицинское незапатентованное название препарата – вот «ключ» для поиска лекарства в аптеке! Ищите не по известным маркам, а по действующему веществу! В стремлении сэкономить на лекарствах принцип должен быть тот же – осведомленность и разумность. Слово «аналог» у нас сегодня неслучайно заменено другим – «дженерик». В принципе, ничего плохого в термине нет. Только здесь умудрился отметиться недобросовестный производитель. Скажем, выпускает солидный фармпроизводитель препарат-спазмолитик. Выпускает давно. Марку знают с советских еще времен. Но вот появляется лекарство, оформлением повторяющее старшего «собрата». Вроде, и состав тот же. А в названии происходит легкое «буквоблудие». Да, стоит дешевле вполовину. Но остерегаться надо этого «буквоблудия»! Не знаю, что скажут общества защиты прав потребителей или пациентов по поводу качества таких лекарств. Просто на «подставках», на подменах бизнес не делают. Производитель-временщик вряд ли уделит внимание качеству своего продукта. Увы, «аbibas» изначально рассчитан на лохов… Если «дженерик» копирует оформление известной марки, подумайте, есть ли смысл покупать такое лекарство! Опять-таки, и у защищенности марки есть обратная сторона. Конечно, современный производитель всегда будет патентовать названия новых препаратов и формы их выпуска. Но в России до сих пор патентуют и старые, еще советские, «бесхозные» названия. Запатентовали – цена лекарства подскочила в несколько раз! Что, заводы разные? Нет, один и тот же. Оборудование поменялось? Нет. Тогда почему цена резко выросла? Ответ прост: эта разница в цене помогает производителю проводить более агрессивную рекламную политику. Вы готовы его поддержать? Дело, как говорится, хозяйское. Нет? Ищите аналоги. По опыту знаю: часто такая ситуация относится к витаминам и препаратам, изготовленным из растительного сырья. Какое-нибудь «скромное», с советских времен затерянное в Сибири фармпредприятие до сих пор выпускает высококачественные препараты, изначально (!) рассчитанные на покупателя с невысоким достатком. Стоит ли после этого бежать в аптеку за очередным «модным» витаминным комплексом? Или за дорогим иммуномодулятором, если в его основе – банальный экстракт эхинацеи? Бывает, пациенты спрашивают меня: «Будет ли эффект от применения аналога?». Отвечаю им встречным вопросом: «А будет ли эффект от дорогого лекарства?». Да, известные производители чаще заботятся о своей репутации. Ну так и у нас с вами риск нарваться на любого рода подделку – колоссальный. А вот дешевые аналоги подделывать невыгодно. И более-менее пока выгодно выпускать недорогие лекарства с незапатентованным названием препарата. Спрашивают пациенты: «В каких случаях лучше купить более дорогое, престижное лекарство?». У меня нет «универсальных рецептов». Если лекарство тебе помогает, пожалуйста! Денег на него не жалко? Пожалуйста! Само название помогает лечиться? Пожалуйста. В конце концов, если в аптеке выбора нет, покупайте! Я призываю к одному: прежде чем «отоваривать» рецепт, попытайтесь разобраться. Источники информации сегодня доступны: читайте, слушайте, анализируйте. Но, главное, не «ведитесь» на рекламу, которая стоит сумасшедших денег и должна быть в итоге оплачена именно вами Искренне Ваш,
доктор Борис Протасов Разброс цен между аналогичными лекарствами заставляет задуматься. Ни в коем случае ни на чем не настаиваю. Тем более, не рекомендую. Выбор, естественно, за вами, дорогие мои пациенты! Просто посмотрите. Вдруг информация вам пригодится?
* - примерные розничные цены в аптеках Москвы. Данные из открытых источников. Другие статьи: |